Патология щитовидной железы у детей
В структуре эндокринных заболеваний у детей патология щитовидной железы занимает второе место после сахарного диабета. Сохраняется тенденция к увеличению аутоиммунных заболеваний щитовидной железы. Аутоиммунный тиреоидит (АИТ) является ведущей причиной приобретенного первичного гипотиреоза у подростков. По данным нейропсихологических исследований, при гипотиреозе обнаруживаются снижение познавательной деятельности, ухудшение памяти и внимания, интеллектуальные расстройства. Однако практически нет данных об их зависимости от степени выраженности гипофункции щитовидной железы.
Материалы и методы исследования когнитивных способностей у подростков с аутоиммунным тиреоидитом в фазе субклинического гипотиреоза
Специалисты Санкт-Петербургского педиатрического университета провели амбулаторное тестирование 60 подростков 15–17 лет (35 девочек и 25 мальчиков). Дети были разделены на две группы: основная (n = 50) и контрольная (n = 10). Основную группу составили пациенты с установленным диагнозом «АИТ, субклинический гипотиреоз». Все дети основной группы получали заместительную гормональную терапию L-тироксином в дозе 25–75 мкг в сутки не менее 3 месяцев и имели уровень тироксина от 9 до 22 пмоль/л, уровень тиреотропного гормона 4,5–10 мкМЕ/мл. Все дети контрольной группы имели I группу здоровья. Оценка когнитивных способностей проводилась на основании стандартных методик: тест Лурии на анализ слуховой краткосрочной и долгосрочной памяти, представляющий собой ряд из 10 не связанных между собой слов, который воспроизводился медленно громко для детей, после чего испытуемые повторяли слова в любом порядке 6 раз через каждые 10 минут, максимальное количество баллов — 10 в каждом повторении; матрицы Равена из пяти уровней сложности для анализа внимания, логического мышления, общего уровня умственного развития ребенка; тесты Шульте для оценки скорости переключения внимания (позволяют оценить эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическую устойчивость (ПУ)). Полученные данные были статистически обработаны.
Результаты исследования когнитивных способностей у подростков с аутоиммунным тиреоидитом в фазе субклинического гипотиреоза
По результатам серии проведенных тестов Лурия было выяснено, что дети с диагнозом АИТ справились с заданием на память несколько хуже, чем дети контрольной группы. Кроме того, у 28 % пациентов с диагнозом АИТ наблюдались привнесения посторонних слов, повторения и персеверации.
Второе задание оказалось сложным для пациентов обеих групп, так как требовало повышенного уровня внимания. Однако детям с АИТ потребовалось на 3,5 минуты дольше на решение задания (р ≤ 0,05). По результатам оценки матриц Равена у пациентов с АИТ общий средний балл составил 9,5, у здоровых — 7,9. У детей с АИТ отмечалось снижение всех функций в рамках данного тестирования, в большей степени за счет снижения внимания и его концентрации.
На основании оценки по тесту Шульте в группе детей с АИТ среднее значение по времени ЭР (эффективность работы) было больше, чем в группе контроля (р ≤ 0,05). Показатель по степени врабатываемости (ВР) оставался в пределах нормы и не различался в группах. Психическая устойчивость (ПУ) у всех подростков с АИТ была несколько ниже нормы (норма до 1,0). Вероятно, у этой группы пациентов имелась тенденция к снижению эффективности переключения внимания, его концентрации, и возрастает риск психической неустойчивости при сложной и напряженной работе.
Выводы на основании результатов исследования когнитивных способностей у подростков с аутоиммунным тиреоидитом в фазе субклинического гипотиреоза
Таким образом, у всех подростков с АИТ в состоянии субклинического гипотиреоза выявлено ухудшение долговременной памяти; изменение функции внимания в виде снижения таких свойств, как переключение и концентрация; нарушение психической устойчивости, особенно при сложной и напряженной работе.
В заключение, авторы исследования подчеркивают, что имеющаяся когнитивная дисфункция выражается в том, что пациентам с АИТ в фазе субклинического гипотиреоза труднее справляться с заданиями, где необходима повышенная концентрация внимания, его быстрое переключение, построение логических связей. Это должно учитываться при организации образовательного процесса детей с АИТ.