Детская шизофрения (ДШ)
Согласно опубликованным данным, показатели общей заболеваемости ДШ в России среди детей за последние 20 лет увеличились на 6,5%, а среди подростков — на 44,7%. Детская психика и организм в целом окончательно не сформированы, особенно на ранних этапах развития. Это обуславливает разнообразие клинических форм, своеобразное течение заболевания. Генетический компонент этиологии шизофрении был подтвержден в инновационном метаанализе полногеномного поиска ассоциаций (GWAS). Идентифицировано 108 ассоциированных с шизофренией локусов, включающих гены, отвечающих за выработку дофамина, работу глутаматных нейрорецепторов, регуляцию кальциевых каналов. В соответствии с нейропсихологической теорией развития ДШ у детей нарушаются познавательные когнитивные процессы вследствие расстройств различных сфер психической деятельности: мышления, речи, восприятия, внимания. Наблюдается появление навязчивостей, ритуалов и детских страхов. Многие авторы считают, что одним из маркеров дефицита внимания и обсессивно-фобических расстройств является появление саккад и антисаккад, а также изменение их длительности. Специалисты Мордовского государственного университета (г. Саранск) представляют клинический случай детской шизофрении у подростка коморбидной с глазными неврологическими расстройствами.
Описание клинического случая детской шизофрении у подростка коморбидной с глазными неврологическими расстройствами
Подросток 14-ти лет наблюдается психиатрами в течение 6 лет. В семье 5 детей, остальные дети психически здоровы. Мальчик родился от 2 срочной беременности с двойным тугим обвитием пуповины вокруг шеи. Вес при рождении 3 760 г, рост 53 см. С 4 лет ребенок проживал с бабушкой в связи с невозможностью нахождения в семье: мальчика раздражал шум других детей, их крики. Ребенок с 5 лет читал книги, журналы, энциклопедии, стихотворения. С момента появления речи регистрировалась эхолалия. Отмечалась масса навязчивых движений: подергивание плечами, частое моргание глазами и их закатывание, гримасы на лице, звуковые вокалы (покашливание, хрюканье). С детьми не общался, игрушками не интересовался, любил проводить время уединенно, не разрешал вмешиваться в свою игровую деятельность. С 7 лет пошел в школу, где обучался до 4 класса. С первого класса появилась агрессия к окружающим. Обучается в 6 классе на домашнем обучении по основной общеобразовательной программе, так как эмоционально неадекватен. С раннего возраста по настоящее время сохраняется избирательность в одежде, но при этом неопрятен, не любит стричь волосы, гигиенические навыки не развиты. Наблюдается агорафобия, гидрофобия. Имеется своеобразие увлечений: изучает греческий язык, интересуется компьютерной техникой и посещает компьютерные курсы. Испытывает острую потребность в том, чтобы все его действия и движения были идеальны. Требует во всем определенного порядка, установленного им.
В соматическом и неврологическом статусе патологии не было выявлено. Проведена оценка показателей зрительных саккад и антисаккад на медицинском диагностическом оборудовании. Визуализировано множество квадратноволновых горизонтальных среднеамплитудных толчкообразных подергиваний глаз (саккады). Офтальмологом диагностирована миопия слабой степени и содружественное расходящееся косоглазие с вертикальным компонентом.
Пациент неоднократно проходил стационарное лечение в детском отделении Мордовской республиканской клинической психиатрической больницы (МРКПБ). На фоне лечения стал спокойнее, агрессивных проявлений нет. Острой психопродукции не выявляет.
Результаты оценки состояния пациента по шкале позитивных и негативных синдромов (Positive and Negative Syndrome Scale, PANSS) показали композитный индекс, вычисляемый по разнице баллов шкал позитивных и негативных синдромов, равный 20. При определении у пациента степени социальной дезадаптации по шкале общих психопатологических синдромов (Psychopathological Syndromes Scale, PSP был установлен интервал, соответствующий уровню его социального функционирования — 40–31 балл. При проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) выявлены стойкие необратимые выраженные нарушения психических функций, которые являются основанием для установления категории «ребенок-инвалид» сроком до 18 лет. Реабилитационный потенциал низкий, реабилитационный прогноз сомнительный.
Обсуждение и выводы на основании описания клинического случая детской шизофрении у подростка коморбидной с глазными неврологическими расстройствами
Своевременно диагностировать детский тип шизофрении у пациента позволил современный алгоритм диагностики, в основе которого лежал клинико-психопатологический метод, дополнительные лабораторные и инструментальные методы, привлекались специалисты из смежных специальностей, динамическая оценка по методикам PANSS и PSP, регистрация саккад.
Авторы сообщения подчеркивают, что недооценка проблемы ДШ и исследований в этой области отражается на качестве лечебно-диагностической и абилитационной помощи таким детям. Своевременно начатая медикаментозная терапия в совокупности с физиолечением, психотерапией, правильными методами социальной реабилитации, благоприятным эмоциональным фоном в семье значительно улучшают прогноз заболевания.