Проявления тревожности, как повод обращения за квалифицированной психологической помощью
Актуальность изучения половых особенностей проявления тревожности у учащихся выпускных классов обусловлена не только высоким уровнем стресса, связанного с предстоящими экзаменами, но и недостатком данных о специфических механизмах реагирования на стресс у юношей и девушек, что, в свою очередь, препятствует оказанию квалифицированной психологической помощи и поддержки, учитывающей индивидуальные потребности выпускников. В частности, под действием релевантных полу гормонов, у девушек возрастает предрасположенность к тревоге, проявления которой носят явный, открытый характер, у юношей, напротив, тревога имеет латентный характер. Латентное состояние тревоги может проявляться в виде агрессии, депрессии или даже саморазрушительного поведения, что делает его менее заметным для окружающих, которые считают основной причиной такого поведения педагогическую запущенность. Общественные ожидания и стереотипы гендерных ролей накладывают отпечаток на способы выражения эмоций, а именно принято считать, что лица мужского пола должны оставаться сдержанными и проявлять силу, в то время как лица женского пола, напротив, поощряются к большей открытости в выражении чувств. В контексте школьной среды тревожность может возникать из-за различных факторов, таких как давление со стороны учителей и сверстников, а также ожидания родителей. В школьной среде учащиеся часто сталкиваются с ситуациями, когда необходимо оценивать свои знания и способности, что может вызывать значительное беспокойство. Высокий уровень тревожности может негативно сказываться на учебной мотивации, что приводит к снижению успеваемости и ухудшению психологического состояния учащихся.
Материалы и методы исследования половых особенностей в проявлении школьной тревожности учащихся выпускных классов
В исследовании, проведенном специалистами факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ), приняли участие 54 учащихся выпускных (11-х) классов. Своевременную диагностику психоэмоционального состояния учащихся проводили с помощью стандартизированного теста школьной тревожности американского психолога Бимана Филлипса (список вопросов, созданный в 1987 году на основании собственных исследований, отражающих различные аспекты школьной тревожности: социальный стресс, фрустрация в достижении успеха, страх самовыражения и другие).
Результаты исследования половых особенностей в проявлении школьной тревожности учащихся выпускных классов
Согласно результатам исследования, более подвержены социальной тревожности девушки: они достоверно в большей степени ориентируются на мнение окружающих, как на эталон своего внешнего вида, мыслей и действий. Оказалось, что юноши более подвержены фрустрации потребности достижения успеха. Фрустрацию потребности достижения успеха можно охарактеризовать внутренней тревогой, вызванной неуспехом в удовлетворении личных потребностей. В данном контексте — в достижении каких-либо высот в учебной деятельности.
Страху самовыражения (негативный опыт, мешающий человеку проявить себя в различных сферах деятельности, обусловленный опасностью осуждения со стороны) больше подвержены девушки. Страх проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги ситуации проверки знаний (особенно — публичной) знаний, достижений и каких-либо возможностей. Показатели девушек не достоверно отличались от юношей, однако большинство из них были выше среднего.
Страху не соответствовать ожиданиям окружающих были более подвержены юноши. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих характеризуется ориентацией на значимость и авторитет оценки окружения каких-либо своих учебных результатов и достижений.
Не было статистически значимых отличий между юношами и девушками относительно страха и проблем в отношениях с учителями и в уровнях сопротивляемости стрессу.
Важно осознавать, что общая школьная тревожность больше выражена у девушек, по сравнению с юношами. Общая школьная тревожность является совокупностью всех вышеперечисленных аспектов видов страха и фрустрации. Она выражается как в страхе осуждения окружающих людей, так и тревоге не оправдать свои же ожидания. Возможно, общая школьная тревожность наиболее ярко выражена у девушек в основном из-за того, что они болезненнее воспринимают оценки и мнения окружающих.
В заключение, авторы исследования подчеркивают важность учета гендерных различий в образовательной среде и необходимость создания поддерживающей атмосферы для всех учащихся, что в свою очередь может способствовать снижению уровня тревожности и повышению успеваемости.