О последствиях детского стресса

  1. Главная
  2. Новости
  3. О последствиях детского стресса

Стресс и организм ребенка

К наиболее выраженным специфическим маркерам, указывающих на присутствие стресса у ребенка относят изменения эмоционального фона, нарушения режима сна, энурез, появление физиологических дискомфортных симптомов, таких как абдоминальные боли и цефалгия, а также затруднения в концентрации внимания, что может отрицательно коррелировать с академической успешностью. Детские попытки справиться со стрессовым состоянием могут проявляться в изменении социального поведения: усилении изоляции, избегании социальных контактов и других адаптивных механизмах. Дети раннего возраста могут демонстрировать повышенную степень моторных стереотипий: онихофагию, дигито-оральный рефлекс и другие повторяющиеся двигательные акты. У подростков, в свою очередь, могут проявляться элементы девиантного поведения: манипулятивные действия и проявления агрессивности. Восприятие стресса в контексте индивидуальных особенностей (генетических, коморбидных, психологических) может приводить к развитию отсроченных негативных соматических и психологических реакций.

Стресс и иммунологическая реактивность

Периоды интенсивного или продолжительного стресса вызывают увеличение уровней воспалительных маркеров в крови. Это включает в себя повышение концентрации провоспалительных цитокинов, что, в свою очередь, может способствовать развитию различных воспалительных заболеваний, таких как онкологические болезни, бронхиальная астма или ревматоидный артрит. Есть убедительные данные о том, что эти цитокины могут также способствовать развитию депрессивных расстройств у людей без предыдущего психического анамнеза. При этом, воспалительные процессы в мозге могут стимулировать появление болезненного или депрессивного поведения. В то же время стресс может вызывать снижение активности или экспрессии противовоспалительных цитокинов, что усугубляет дисбаланс в иммунной системе и увеличивается риск инфекционной патологии.

Гаджеты — нарушение осанки — стресс

В большинстве (75%) случаев сколиоз у детей обнаруживают в возрасте 7-12 лет. Одним из важных аспектов формирования сколиоза является сидячий образ жизни, который значительно усугубляется гаджетами. В исследованиях доказано, что чрезмерное использование гаджетов ассоциировано с физиологическими жалобами: усталостью глаз, нечеткостью зрения, болями в пояснице, в руках, головной болью и плохой осанкой. К психологическим проблемам относят депрессию, тревогу, апатию, отказ от сотрудничества, напряжение, нарушения сна, психические расстройства, агрессивные аффекты и поведение, дистресс в социальной жизни и эмоциональные расстройства.

Стресс и тревожные расстройства

В рамках клинической психопатологии детского возраста депрессивные состояния могут манифестироваться через разнообразные симптомокомплексы, включая психосоматические нарушения, ассоциированные с негативным восприятием образовательного процесса, неудовлетворительной академической успеваемостью и межличностными конфликтами; проявление негативной эмоциональности, характеризующейся тревогой, проблемами в межличностных и семейных отношениях, сниженной самооценкой, высокой подверженностью стрессовым ситуациям, депрессивными настроениями, чувством изоляции и конфликтностью в отношениях с братьями и сестрами; наличие поведенческих проблем, таких как агрессивность, дефицит внимания и гиперактивность.

Стресс и патология органов пищеварения

Стрессовые состояния, сопровождающиеся дисфункцией вегетативной нервной системы, могут индуцировать различные формы дискинезии желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). При дискинезии желчевыводящих путей боли в правом боку или под ребрами возникают не только после употребления жирной или жареной пищи, а также после физического или эмоционального стресса. Запор, как второе наиболее частое нарушение со стороны пищеварительного тракта, попадает в десятку наиболее актуальных проблем детской гастроэнтерологии.

Согласно новейшим научным исследованиям, переживание стресса в раннем возрасте может неблагоприятно сказываться на сердечно-сосудистой системе в более поздние годы, повышая риск кардиоваскулярных заболеваний на 30% и более.

К вопросу совершенствования навыков преодоления стрессовых ситуаций

Задача адекватной помощи детям, переживающим в школе и на дополнительных занятиях практически ежедневный стресс — важный аспект психологического благополучия. Научные исследования подтверждают, что устранение базовых причин стресса у детей могут существенно улучшить их психоэмоциональное состояние. Комплексный лечебно-профилактический подход включает в себя многоплановое взаимодействие между медицинскими специалистами, педагогами, детьми и их родителями.

Источник: Шрайнер Е. В., Балакирева Е. А., Быстрова В. И., Ковалева А. Я., Хавкин А. И. Стресс в детском возрасте: клинические последствия и терапевтические стратегии//Архив педиатрии и детской хирургии. 2024, № 1 [2], С:182-195

Меню